КАК ВЫБРАТЬ ПОДСВЕТКУ ДЛЯ КАРТИНЫ

 

Подсветка для картины... Набрав это словосочетание в любой поисковой системе, вы увидите огромное количество предложений светильников, разнообразных, красивых и … в большинстве своем очень опасных для произведений искусства. Сейчас уже сложно сказать, кто и когда начал называть эти осветительные приборы подсветкой для картин, но на сегодняшний день название устойчиво закрепилось за светильниками, предназначенными совсем для других целей.

Для начала попробуем ответить на главный вопрос: как должна освещаться картина? С одной стороны идеальным для восприятия картины является естественное освещение, но солнечный свет предельно вреден для самого полотна и красок. Содержащийся в солнечном свете ультрафиолет и излучение инфракрасного спектра негативно воздействуют на красочный слой картины. Ультрафиолет наиболее губителен — он приводит к химическим разрушениям, вызывая распад молекул любых органических веществ , в том числе холста, масляных красок и лаков. Но и инфракрасное излучение (чаще определяемое как нагрев) вредоносно влияет на картину. Это влияние опосредованное, не прямое, как в случае с ультрафиолетом — повышение температуры у поверхности полотна ускоряет процессы старения. Именно по перечисленным выше причинам, живописные полотна никогда не освещаются прямым солнечным светом.

Таким образом эстетические, художественные требования приходят в противоречие с требованиями техническими, ориентированными на сохранность полотна.

Традиционно для подсветки живописи используются лампы накаливания. Благодаря сплошному спектру, эти лампы обеспечивают наилучшую цветопередачу, равную единице. Следует помнить, что под лампами накаливания в данном случае подразумеваются как обычные лампочки, так и галогенные, ведь они устроены по тому же принципу, только газ внутри колбы и материал спирали принципиально отличает их от  обычных, вакуумных ламп. Галогенные лампы, кроме указанного выше плюса имеют еще один, сугубо утилитарный — они очень компактны, что немаловажно  для интерьера.

Основной проблемой при использовании ламп накаливания становится ихнагрев, ускоряющий процессы старения живописи. Самый простой способ борьбы с нагревом интуитивно очевиден, это повышение расстояния от источника света до полотна. Причем на этот счет есть даже  простое прикидочное правило: каждые 100 Ватт (для вакуумной лампы) — это 1 метр. Конечно, в ряде случаев эта норма меняется, поскольку сильно зависит от состава красок и их химических свойств, но для приблизительных расчетов этим правилом можно пользоваться. При этом следует помнить, что те же потребляемые 100 Ватт для галогенной лампы — это примерно в 1,5 раза большая светоотдача и, как следствие, нагрев.

Теперь посмотрим на светильники, привычно называемые «подсветкой для картин». Обычно в таком светильнике установлены две маломощные вакуумные (обычные) лампы накаливания по 25 Ватт.  Исходя из приведенной выше зависимости (100 Ватт — 1 метр), получаем, что минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра. Невооруженным взглядом видно, что в большинстве случаев такое расстояние светильниками данного типа не обеспечивается, особенно в отношении верхней части картины. Причем сейчас речь идет о наиболее слабом варианте такой подсветки — нередко в таких светильниках ламп больше, либо они обладают большей суммарной мощностью.

Результат очевиден — как минимум часть полотна подвергается воздействию повышенной температуры, серьезно ускоряющей процесс старения. При размещении же таких светильников на безопасном для картины расстоянии, освещение работы будет явно недостаточным.

Для чего же на самом деле предназначены светильники, называемые «подсветкой для картин»? Это весьма полезные интерьерные светильники, которыми можно освещать полиграфическую продукцию, печатные репродукции, фотоматериалы, рабочие поверхности консолей возле стен. Часть из них можно с успехом использовать для подсветки зеркал. Стоит обратить внимание на каталоги фабрик-производителей, там подобные светильники обычно располагаются над постерами, а не над живописными картинами.

Если подытожить вышесказанное, то светильники данной конструкции крайне не рекомендуется использовать для освещения живописных картин , так как в них используются обычные, ничем не защищенные источники прямого света.

Однако среди светильников данного типа есть некоторые исключения — это светильники, у которых ламы прикрыты рассеивателями из стекла, снижающими активность светового потока. Кроме того, иногда в них используются специальные лампы с отражателями, снижающими инфракрасный поток. Не стоит также полностью забывать  и про ультрафиолет, поскольку спектр температур галогенных ламп стремительно расширяется, и как следствие,  у некоторых ламп возможно увеличение ультрафиолетовой составляющей.  У Osram,  например, есть специальная серия галогенных ламп, колба которых изнутри покрыта специальным составом, фильтрующим ультрафиолетовую составляющую. Внешне они не отличаются от обычных галогенных ламп, но на коробке обязательно присутствует надпись «УФ-фильтр».

Еще одной возможностью исключить нагрев живописного полотна является использование светильников с более длинной выносной  штангой.

Можно также использовать комбинированные варианты, когда направленный свет сочетается с повышением общей освещенности в зоне картины, например, при помощи подвесов с абажурами из стекла, расположенных примерно на уровне картины. При таком размещении на саму картину падает не прямой свет от подвесных светильников, а рассеянный и ослабленный абажуром.

Также в качестве источников света для подсветки картин используются люминесцентные и светодиодные источники. Люминесцентные лампы дают очень ровный, равномерный свет, хорошо подходящий для общего освещения. До недавнего времени считалось, что люминесцентные источники света обеспечивают худшую цветопередачу по сравнению с лампами накаливания, что препятствовало их использованию в подсветке картин. Сегодня это не так: существуют специальные лампы с улучшенной цветностью (они имеют индекс 830). К ним желательно приобретать специальную ЭПРА (электронную пуско-регулирующую аппаратуру), которая позволяет избавиться от характерного мерцания лампы, подстраивать световой поток, стабилизируя показатели цветопередачи и световой температуры.

Светодиодные светильники имеют массу преимуществ — это и меньшее энергопотребление, и принципиальное отсутствие в спектре излучаемого света как ультрафиолетовой, так и инфракрасной составляющей, что делает их абсолютно безопасными для живописного полотна. С другой стороны, светодиоды сегодня имеют наихудшую цветопередачу, по крайней мере те из них, что используются для массового производства светильников. Если эта задача будет решена, светодиоды окажутся однозначно предпочтительней галогенных ламп, но сегодня светодиодные подсветки используют в основном для освещения объемных объектов, а не живописи.

 В целом же для освещения картин рекомендуется использовать  потолочные светильники, как это делается во всех крупных музеях и галереях мира. Диапазон потолочных светильников очень широк — это и встраиваемые светильники, и накладные, и шинные системы. Расстояние от потолка до картины практически всегда превышает необходимый минимум, так что о перегреве можно будет не беспокоиться. Конечно, не стоит забывать и об ультрафиолете — светильник, предназначенный для подсветки картины, должен либо сам иметь в том или ином виде фильтр ультрафиолетового спектра, либо должен комплектоваться специальной лампой, которая упоминалась выше.

 

По материалам сайта www.palantirsvet.ru