КАК ПРАВИЛЬНО ПОВЕСИТЬ КАРТИНУ

 

Посещая выставки и музеи, мы часто не обращаем особого внимания на принцип развески работ в экспозиции. И только пытаясь разместить картину у себя дома, начинаешь понимать, насколько это непростая задача. Однако есть ряд простых правил, которые помогут решить ее профессионально.

Наиболее распространенной ошибкой является слишком высокое расположение работ. При этом часто упускаются из виду, что картина для того и помещается на стену, чтобы ее было удобно рассматривать. Всегда старайтесь размещать картину чуть ниже, чем вам кажется необходимым, так как, скорее всего, рассматривать ее вы будете сидя.

 Существует универсальное правило выбора высоты развески фоторабот. Проведите воображаемую "серединную" линию по стенам комнаты. Она должна находиться на уровне глаз (традиционная выставочная высота развески - 152 см). Развесьте картины так, чтобы воображаемая линия пересекала их посередине. Если вам необходимо поместить на стену группу картин, сложите их высоту с учетом рам и промежутков между ними. Затем, разделив пополам полученное число, найдите работу, оказавшуюся в середине, и поместите ее на уровне серединной линии. Для того чтобы грамотно развесить картины, можно также сделать следующее: отодвиньте мебель от стены, на которую предполагается поместить работы. Разложите их в предполагаемом порядке на полу и отойдите на несколько шагов. Такой взгляд на собранную группу поможет вам лучше представить, как она будет смотреться на стене, и при необходимости поменять работы местами.

 Еще один нюанс состоит в том, что необходимо учитывать пропорции самой комнаты. Если у вас высокие потолки, а картины небольшие, то лучше размещать их рядами, организованными вокруг самого крупного экспоната.

Существуют разнообразные способы группировки картин. Можно собрать группу,  организовав небольшие работы вокруг большой. А можно и разместить картины на единой оси, небольшие выстраиваются в ряд на одинаковом расстоянии (в нескольких сантиметрах друг от друга), а главный шедевр помещается чуть правее или левее, примерно на 30-сантиметровом удалении от группы. Вешая две работы разного размера рядом, старайтесь большую поместить выше, чтобы небольшое изображение удобнее было рассматривать. Картины, близкие по размеру, лучше повесить в регулярном (симметричном) порядке. Избегайте размещения работ в порядке увеличения или уменьшения размера, так как обычно такие "пирамиды" выглядят весьма непривлекательно.

Основные требования к развеске картин в экспозиции - это надежность, удобство и незаметность крепежных конструкций.  Для развески используются специальные штанги, закрепленные на стене на некотором расстоянии от потолка. Штанги дают возможность не портить стены гвоздями, легко перемещать картины в плоскости стены, плавно подтягивать или опускать картины на шнурах, регулируя высоту развески.

Картины подвешиваются на прочных шнурах, мягкой проволоке или тонких стальных тросах — в зависимости от размера и веса экспонируемого произведения.

Шнур продевается через кольца, ввинчиваемые в раму, и завязывается либо у штанги, либо у картины специальным «музейным» узлом. Такой узел очень прочен, не может развязаться сам и легко развязывается в случае надобности. При этом способе развески легко регулируется высота, петли свободно движутся по штанге, давая возможность передвинуть картину вправо или влево, внизу легко поправляются перекосы.

В музейной практике существуют и другие способы крепления экспонатов на шнурах на штангу. Часто используются крючки, прикрепляемые к шнуру нужной длины и закрепляемые на штанге длинным шестом с металлическим двузубцем на конце. Следует время от времени проверять прочность веревки или шнура, на которых висит экспонат, во избежание ее перетирания и разрыва. При развеске тяжелых картин и икон применяется металлический трос и устраиваются специальные подставки, поддерживающие экспонаты снизу.

Чтобы придать картине наклон, кольца ввинчиваются в боковые планки на расстоянии, равном 1/3 высоты картины от верхнего края. Рекомендуется также ввинчивать две пары колец в каждую раму: в таком случае верхняя пара регулирует наклон, а нижняя держит картину. Не следует делать большие наклоны, так как при этом  холст провисает сильнее.

При развеске икон нельзя ввинчивать крепежные кольца непосредственно в иконную доску. Ранее ввинченные в икону кольца должны быть удалены реставратором, а отверстия заполнены мастикой. Иконы подвешиваются с помощью специальных зажимов в виде изогнутой металлической планки с отверстием для шнура. Зажимы надевают на икону попарно, сверху и снизу, скрепляют шнуром или мягкой проволокой и подвешивают к штанге. Для того чтобы не повредить красочный слой, между иконой и зажимом делается мягкая прокладка из картона или ткани. Зажимы окрашивают в нейтральный цвет.

Двусторонние «выносные» иконы экспонируются на специально изготовленных подставках, внутрь которых опускается рукоять иконы. Небольшие по размеру иконы экспонируются в горизонтальных застекленных витринах.

Для того, чтобы картина не прикасалась к стене (особенно к  внешней стене здания), к нижней части рамы на обороте прикрепляются пробочные прокладки, что дает возможность отодвинуть нижний край рамы на 2—4 см от стены.  Это позволяет избежать охлаждения, отсыревания, а также увеличивает циркуляцию воздуха между стеной и экспонатом и смягчает действие на картину вибраций стены.

При развеске картину следует брать осторожно, только за раму или планки подрамника, при этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине — ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавленности холста и травмирование грунта и красочного слоя. Переносить картину надо плавно, стараясь, чтобы холст не вибрировал, так как вибрация холста может вызвать кракелюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать картину по полу; от трения разрушается рама, а если картина без рамы — перетираются кромки холста.

 

 

По материалам статьи «Фотография в интерьере»  Леонид Исаков ©2006     и книги «Основы музейной консервации произведений станковой живописи»  Ю.И. Гренберг, М., 1976