КАК ПРАВИЛЬНО ХРАНИТЬ КАРТИНЫ

 

Большое значение для сохранности живописи имеет правильное обращение с картинами, их монтаж и принцип экспонирования. Картины, выполненные маслом на холсте, нуждаются в специальных технических приспособлениях, обеспечивающих их лучшую сохранность. Процесс монтажа таких картин заключается в изготовлении подрамника, натягивании на него холста, укреплении картины в раме, ее застекленении  и конвертировании. Не менее важен и процесс транспортировки картины.

ПОДРАМНИК

Одной из составных частей картины является подрамник, предназначенный для того, чтобы держать холст в растянутом виде. Плохо сделанный подрамник отрицательно влияет на сохранность картины. Основными дефектами подрамника являются: глухое соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают деформации холста и его провисание; часто на «глухие» углы подрамника художники набивают фанерные треугольники, которые делают подрамник еще более неподвижным; отсутствие крестовины; отсутствие скосов на внутренних сторонах планок подрамника, что влечет за собой сломы и осыпи красочного слоя; непрочный подрамник, который при натягивании на него холста может дать перекос, неплотное соединение планок по углам и на крестовине.

Подрамник должен соответствовать нескольким основным требованиям: он должен быть сделан из сухого (без сучков) дерева, точно соответствовать размеру картины, быть прочным, раздвижным, иметь клинья, перекладину или крестовину, внутренние скосы на планках. Холст должен быть натянут на подрамник сильно, равномерно, без перекосов, так, чтобы направление нитей холста соответствовало направлению планок подрамника.

РАМА, ЗАСТЕКЛЕНИЕ, КОНВЕРТИРОВАНИЕ

Для экспонирования картину необходимо заключить в раму, которая выполняет как эстетические, так и защитные функции. Вставляя картину в раму, следует соблюдать максимум осторожности. Картина не должна входить в раму плотно. Рама под влиянием изменяющихся температурно-влажностных условий может изменяться в объеме и давить на подрамник, отчего холст провиснет. Поэтому между картиной и пазами рамы необходимо оставлять свободное расстояние (1—2,5—3 см— в зависимости от размера картины). Это расстояние необходимо и на тот случай, если в дальнейшем придется расклинить подрамник для регулирования натяжения холста.

Надо следить, чтобы различного рода мусор, грязь и пыль не попали между картиной и рамой и между холстом и подрамником, так как это может создать вздутие по нижнему краю картины, повлечь за собой прорывы холста, осыпание грунта и красок.

Картину к раме не следует крепить гвоздями, так как это вызывает лишнее сотрясение. Для закрепления лучше использовать деревянные и металлические зажимы. При этом надо следить, чтобы картина не вынималась легко из рамы.

Одним из средств защиты картин от воздействия среды является застекление и конвертизация. Стекло предохраняет красочный слой от загрязнения, от механических повреждений.

Застекление проводят таким образом, чтобы живописная поверхность картины не касалась стекла. Для этого на кромки подрамника набивают тонкие рейки, выпуская их края над поверхностью живописи на 2—4 мм, или делают деревянные либо пробковые прокладки.

Закрывая оборотную сторону картины (конвертизация), защищают холст, а следовательно, и всю картину, от воздействия резких колебаний температуры и относительной влажности воздуха. Полная конвертизация надежно защищает от пыли и других загрязнений. Картина как бы помещается в конверт с определенным микроклиматом. Процесс конвертизации произведений является очень ответственным, поэтому его проводит реставратор или специально обученный столяр. Перед конвертизацией реставратору нужно тщательно проверить состояние сохранности картины.

Особенно важно убедиться в отсутствии следов плесени. Разрешается конвертировать только здоровые, чистые произведения. Непременным условием конвертирования является создание в помещении, где оно проводится, необходимого уровня температуры и относительной влажности воздуха. Весь материал, используемый для конвертирования, и сами произведения должны быть выдержаны в этих условиях в течение 5—7 дней с целью их акклиматизации. Для закрытия оборотной стороны используют дерматин. Полная конвертизация желательна для всех экспонируемых произведений.

НОМЕРА И НАДПИСИ НА КАРТИНАХ

При инвентаризации на экспонатах ставятся номера, шифры и проч. Инвентарный номер ставится обычно краской на подрамнике, в левом нижнем или верхнем углу. На больших картинах инвентарный номер ставится в двух местах: снизу и сверху. В случае конвертирования картины, когда оборотная сторона закрывается, инвентарный номер следует повторить на материале, используемом для конвертирования. На картинах без подрамников шифр и номер ставятся на кромке холста с оборотной стороны, в левом нижнем углу.

Нельзя приклеивать на холст, как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки, номера, ставить печати из сургуча, штампы, делать надписи красками, чернилами и так далее.

На картинах, на досках шифр и номер ставятся белой или голубой краской на обороте доски в тех же местах, что и на подрамниках. На двусторонних иконах инвентарные номера и шифры следует ставить на боковой стороне иконы.

Часто на старом подрамнике, а иногда и на холсте имеются старые номера, надписи различного характера, наклейки, печати, штампы. Специалисты очень бережно относятся к этим свидетельствам истории экспоната.

СПОСОБЫ РАЗВЕСКИ КАРТИН В ЭКСПОЗИЦИИ

Основные требования к развеске картин в экспозиции - это надежность, удобство и незаметность крепежных конструкций.  Для развески используются специальные штанги, закрепленные на стене на некотором расстоянии от потолка. Штанги дают возможность не портить стены гвоздями, легко перемещать картины в плоскости стены, плавно подтягивать или опускать картины на шнурах, регулируя высоту развески.

Картины подвешиваются на прочных шнурах, мягкой проволоке или тонких стальных тросах — в зависимости от размера и веса экспонируемого произведения.

Шнур продевается через кольца, ввинчиваемые в раму, и завязывается либо у штанги, либо у картины специальным «музейным» узлом. Такой узел очень прочен, не может развязаться сам и легко развязывается в случае надобности. При этом способе развески легко регулируется высота, петли свободно движутся по штанге, давая возможность передвинуть картину вправо или влево, внизу легко поправляются перекосы.

В музейной практике существуют и другие способы крепления экспонатов на шнурах на штангу. Часто используются крючки, прикрепляемые к шнуру нужной длины и закрепляемые на штанге длинным шестом с металлическим двузубцем на конце. Следует время от времени проверять прочность веревки или шнура, на которых висит экспонат, во избежание ее перетирания и разрыва. При развеске тяжелых картин и икон применяется металлический трос и устраиваются специальные подставки, поддерживающие экспонаты снизу.

Чтобы придать картине наклон, кольца ввинчиваются в боковые планки на расстоянии, равном 1/3 высоты картины от верхнего края. Рекомендуется также ввинчивать две пары колец в каждую раму: в таком случае верхняя пара регулирует наклон, а нижняя держит картину. Не следует делать большие наклоны, так как при этом, особенно у большемерных картин, холст провисает сильнее.

При развеске икон ввинчивать крепежные кольца непосредственно в иконную доску категорически запрещается. Ранее ввинченные в икону кольца должны быть удалены реставратором, а отверстия заполнены мастикой. Иконы подвешиваются с помощью специальных зажимов в виде изогнутой металлической планки с отверстием для шнура. Зажимы надевают на икону попарно, сверху и снизу, скрепляют шнуром или мягкой проволокой и подвешивают к штанге. Для того чтобы не повредить красочный слой, между иконой и зажимом делается мягкая прокладка из картона или ткани. Зажимы окрашивают в нейтральный цвет.

Двусторонние «выносные» иконы экспонируются на специально изготовленных подставках, внутрь которых опускается рукоять иконы. Небольшие по размеру иконы экспонируются в горизонтальных застекленных витринах.

Для того, чтобы картина не прикасалась к стене (особенно к  внешней стене здания), к нижней части рамы на обороте прикрепляются пробочные прокладки, что дает возможность отодвинуть нижний край рамы на 2—4 см от стены.  Это позволяет избежать охлаждения, отсыревания, а также увеличивает циркуляцию воздуха между стеной и экспонатом и смягчает действие на картину вибраций стены.

Картину на холсте следует брать осторожно, только за раму или планки подрамника, при этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине — ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавленности холста и травмирование грунта и красочного слоя. Нести картину надо равномерным шагом, очень плавно, стараться, чтобы холст не вибрировал, так как вибрация холста может вызвать кракелюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать картину по полу; от трения разрушается рама, а если картина без рамы — перетираются кромки холста.

 

ОЧИСТКА ОТ ПЫЛИ

Прежде чем удалить пыль с живописной поверхности картины, специалисты рекомендуют осмотреть состояние красочного слоя. Если имеются повреждения (отставание от грунта, слабая связь с основой, вздутия, шелушения), касаться красочного слоя не следует, чтобы не вызвать его утрат. В подобных случаях реставратор предварительно должен провести укрепление красочного слоя и грунта.

Удаляют пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели — материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки,  флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.

С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста.

Трудно удаляется пыль, скопившаяся между холстом и планками подрамника. Эти скопления пыли могут привести к деформации холста. Удаляют их с помощью длинной, тонкой металлической или пластмассовой пластины, заканчивающейся закругленным крючком.

На иконах во время уборки мягкими тряпками вытирают торцы досок и выступающие части шпонок. Оборотную сторону иконы очищают от пыли и грязи пылесосом и фланелевыми мягкими тряпками.

УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВКА

Перевозка произведений искусства — сложная проблема, требующая учета вида и состояния экспонатов, индивидуального способа их упаковки, транспортных средств и атмосферных условий. Непрофессиональная перевозка может привести к повреждению произведений искусства вследствие колебаний температуры и относительной влажности, вибрации, небрежного обращения с ними.

Картину на холсте следует брать осторожно, только за раму или планки подрамника, при этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине — ни к холсту, ни к красочному слою, иначе возможны продавливание холста и травмирование грунта и красочного слоя. Перемещать картину надо равномерно, очень плавно, стараясь, чтобы холст не вибрировал, так как вибрация может вызвать кракелюр и осыпи грунта и красочного слоя. По тем же причинам нельзя двигать картину по полу; от трения разрушается рама, а если картина без рамы — перетираются кромки холста.

Упаковка картин, особенно масляной и темперной живописи, должна обеспечивать полную сохранность произведений, защиту их от различных повреждений и загрязнений в пути. Одним из основных требований к упаковке является создание для картин температурно-влажностного режима максимально близкого к тому, в котором они находятся постоянно. Нужно упаковывать картины таким образом, чтобы посторонние предметы не касались живописи, стараться смягчить всякого рода вибрацию, которая могла бы вызвать повреждения живописи и основы.

Поэтому материал, употребляемый для изготовления ящиков и для упаковки, форма ящика, методы упаковки,— все должно быть выбрано с целью обеспечения эффективной термоизоляции и сведения механических воздействий на произведения искусства до минимума.

При упаковке, транспортировке и распаковке должны быть соблюдены все меры предосторожности. Ящик и все упаковочные приспособления предварительно в течение двух или более недель выдерживаются для акклиматизации в условиях желательного температурно-влажностного режима; упаковку следует производить при заранее установленной температуре и относительной влажности. При транспортировке следует строго соблюдать правила погрузки, избегать вибрации и толчков. Наружная температура должна обязательно приниматься во внимание. По прибытии на место ящики, во избежание конденсата, остаются закрытыми в течение 24 часов для установления температурного равновесия. Открытые ящики и упаковочные материалы должны храниться в тех же самых температурно-влажностных условиях.

Полотна больших размеров часто транспортируют накатанными на вал.  Рекомендуется накатывать на вал картины, красочный слой которых не имеет повреждений. Поэтому перед накаткой состояние картин тщательно проверяется и фиксируется. В случае наличия повреждений красочного слоя необходимо провести реставрацию или наложить профилактическую заклейку на участки красочного слоя, имеющие разрушения. Для того чтобы сгиб красочного слоя и грунта и их натяжение были наименьшими, во избежании сломов и других повреждений живописи длина вала должна соответствовать размеру картины, а его диаметр должен быть не менее 60 см. Дерево для вала берется сухое, не зараженное вредителями. Фанерную поверхность вала обклеивают бумагой или обивают картоном. В последнем случае края листов не должны находить друг на друга.

Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания— ответственное дело, доверяют его только квалифицированным специалистам. Пол, на котором раскладывается картина, должен быть сухим и чистым, его покрывают чистой бумагой или тканью, на которые кладется холст, лицевой стороной вниз. Если на один вал накатывается несколько картин, между ними прокладывают чистую сухую и мягкую белую бумагу. По окончании накатывания вал завертывают плотной мягкой бумагой и «бинтуют» полосой ткани не менее 10 см шириной. Шнуром или веревкой этого делать нельзя во избежание вмятин на холсте.

Нельзя ставить валы вертикально, так как холсты могут сползти, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение на валах не рекомендуется, так как живопись в этом случае абсолютно лишена света.

 

По материалам книги «Основы музейной консервации произведений станковой живописи»     Ю.И. Гренберг, М., 1976