ПОРТРЕТ

 

На старофранцузском - portraire означает «воспроизводить черта в черту», говоря современным языком- «изображать с фотографической точностью». С древности до наших дней сохранились бесчисленные запечатления «на память» всеми видами искусств и ремесел.

Портрет принято понимать как изображение человека. Для точной передачи черт лица существует фотография, которая  действительно фиксирует мгновенное состояние человека, создает его сиюминутную копию. Зритель вполне может воспринимать тривиальную фотокарточку как  «портрет на память». Если изображенный человек ему знаком, воображение исподволь «наполнит» внешние черты образным содержанием – чувствами и ассоциациями. Личное отношение  «оживит» эмоциями случайно пойманное выражение лица  и  в сознании отпечатается образ, связанный с фотографией, но имеющий к ней лишь ассоциативное отношение. При этом любой другой зритель будет воспринимать это изображение лишь как «фотку» какого-то человека. Сколько таких фотографий делается ежесекундно по всему миру, вываливается в интернет или хранится в наших семейных альбомах! Живописный портрет также не всегда является Портретом по определению. Это характерно, например, для множества парадных, семейных, да просто откровенно заказных портретов. Потакая заказчику, которому достаточно внешнего сходства, художники во все времена плодили такие портреты в огромных количествах. Передача характерных черт  для  протокольной схожести в живописи больших талантов не требует. Достаточно набитой руки и основ ремесла. С прошествием времени такой портрет естественно приобретает историческую ценность, как свидетель эпохи, как документ, как образец модной тенденции в одежде, прическе или стиле живописи, но не более. 

Что же позволяет изображению человека стать Портретом? Несомненно, принадлежность к искусству. При этом не имеет значения, является ли это изображение фотографическим, живописным или, скажем, скульптурным, оно может быть произведением  искусства, или не быть таковым. А вот здесь уже нет никаких точных определений. Можно ли отнести произведение к области искусства - это вопрос очень субъективный, оценку мы обычно доверяем специалистам, которые и сами, впрочем, считаются таковыми на основании мнения других людей. Общественное признание также не является истиной в последней инстанции, оно во многом определяется либо политикой, либо изменчивой модой, либо коммерческими интересами.

 

тишина 

Алексей Чернигин  "Тишина"   х.м.  50х60  2005г.

 

В литературе принадлежность портрета к искусству определяется достижением той степени обобщения, которая раскрывает личность, а не просто сходство внешности.  Но как отличить сиюминутное, случайное изображение, некую копию от собирательного образа личности?  В целом все сводится к мастерству и Личности художника, но все же четких, однозначных определений здесь нет, да и быть не может, как и во всем, что касается искусства.

Живописец прежде всего создает обобщенный образ Личности в своем воображении. Однако просто скопировать этот мыслеобраз невозможно. Ведь он формируется и развивается постоянно, впечатления накладываются друг на друга, одновременно и выстраивая, и разрушая и уже сложившийся образ. Воображение не дает ясных, четких очертаний и характеристик , главное и неизменное его свойство – изменчивость. Перенос  этого зыбкого образа из воображения в материал – это и есть искусство.

 

Портрет с натуры

В натурном портрете отражаются фундаментальные черты и яркие оттенки характера Личности. Отражаются не сами собой, а проявляются в результате взаимодействия с автором. Это требует от художника (не считая ремесла, разумеется), собственной открытости и некоторой степени откровения. Это нечто вроде материализации диалога и взаимопонимания.

Портрет сталкивает две личности по разные стороны холста. Художник знает свою задачу, порой уже имеет предварительный план компоновки, размещения фигуры, освещения. Но зачастую всё это преждевременно и лишено смысла. Кто заявляет, что знает в деталях о том, что будет делать, по-моему просто привирает для солидности. В отличие от ремесленного плана, в котором четко прорисован путь от начала до конца, художнический пусть проявляется в импровизации. Невозможно планировать схемы и позы в отрыве от реального человека. Изначальное условие создание портрета – Личность. Отсюда и невозможность планирования. Когда художник пытается управлять Личностью как манекеном, та  просто затаивается внутри себя, погруженная в свои мысли. Личность исчезает,  подменённая похожим на нее истуканом с потухшими глазами.

Портрет это импровизационное взаимодействие, в котором сплавляются мастерство художника и восприимчивость модели. В атмосфере действа витает художественный образ, автору нужно только передать в материале эту насыщенную энергию. Личность, которую прихоть или обстоятельства привели в студию Мастера, и не представляет какой загадкой и заманчивой тайной она предстает перед художником. Любопытство переполняет его, и любопытство это необходимое, иначе к созданию портрета не приблизиться.

В начале  общения с заказчиком художник обычно проводит профессиональную фотосессию. Почему фотографии для будущего портрета должен делать именно живописец, а наши домашние фотографии или даже сделанные в профессиональных фотостудиях, чаще всего не годятся для серьёзной работы?

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, готовился ли изображенный к созданию портрета. Существует даже специальное выражение – позировать. Однако, позируя, человек чаще всего напускает на себя некую «личину». Внутренне он уже как-то представляет свой визуальный образ и хочет, чтобы его видели именно  в соответствии с этим его представлением. Он входит в образ, в котором, как ему кажется, он выглядит гораздо лучше. Но есть большое несовпадение между тем, как он выглядит на самом деле и тем, что ему кажется о том, как он выглядит. Этот надетый, как одежда, образ, отражается  на всем:  пластике тела, мимике, выражении глаз. Поэтому, приступая к портрету, художнику необходимо добиться того, чтобы модель не  замкнулась в этом придуманном образе, а осталась собой. Для начала с человека нужно снять обертку позерства или маскировочного имиджа и приоткрыть естественное состояние духа. Перед Мастером стоит задача вовлечь Личность в общение, сделать участником действа. Нужно вывести человека из его защитной скорлупы привычного образа и сделать чуть более податливым и живо реагирующим.

Кроме того, делая собственные фотографии к портрету, художник уже имеет некую предварительную концепцию портрета, которая требует определенного освещения и цветовой среды, в которую погружается модель.

Художник наблюдает за моделью, подмечает мельчайшие характерные черты, свойственные для портретируемого и выражающие его подлинную суть. На основе этих наблюдений Мастер формулирует некий знак, символ,  абстрактную идею, которая максимально полно выражает образ модели. Затем уже в материале он непрерывно поправляет и совершенствует его воплощение, шаг за шагом оценивая сделанное и отбрасывая ненужное. Недели, а порой и месяцы уходят, чтобы добиться необъяснимого сочетания точной передачи деталей формы и одновременно некоего их универсального состояния. Вот здесь и пригождаются сделанные на начальном этапе фотографии, которые позволяют художнику какое то время работать и без модели. Фотография отражает сиюминутное. У живописца таких сиюминутных решений в процессе работы множество. Но ведь все равно физически изобразить можно только одно из возможных состояний человека. То есть художник должен воплотить в одном образе множество сменяющихся образов и эмоциональных состояний человека.

 

ольга

Алексей Чернигин "Ольга"  х.м.  60х70  2006г.

 

Портрет по фотографии

Написать портрет по фотографии, при этом действительно создав произведение искусства, а не просто ремесленную поделку, конечно возможно. Естественно это процесс специфический, для него характерны вполне объяснимые сложности, связанные с ограниченными возможностями фотографии в передаче как физического объема, так и психологического состояния портретируемого. Разумеется, внешними чертами фотография может быть схожа с оригиналом. Хотя даже для фотографии схожесть – это вовсе не элементарная задача. Представление об облике человека складывается из множества ракурсов и эмоциональных состояний. И даже в изображении физической оболочки можно не набрать нужного числа внешних черт, характеризующих человека. Глядя на самую качественную фотографию, он может сказать: «Что-то я не очень похож на себя!»

Именно поэтому, получая заказ на портрет, сопровождаемый одной единственной фотографией выполненной «мыльницей» со вспышкой, профессиональный портретист никогда не согласится написать с нее портрет. Качественно исполненный портрет требует для своего создания действительно профессионального фотоматериала, позволяющего увидеть изображенного человека с различных точек зрения, с разными источниками освещения, естественного и искусственного, направленного и рассеянного. Свет в фотографии это главное техническое условия получения изображения. Есть границы необходимой и достаточной силы света для получения добротной фотографии. Но направление потоков света и способы его формирования – это уже инструмент управления выразительностью. Задача фотографа по сути та же, что у художника: подать на объект заданную дозу света, но так, чтобы выявить характерные особенности лица и фигуры, применить соответствующее освещение фона, создавая оригинальный эстетический объект, запоминающийся новизной компоновки деталей фигуры и предметов окружения в соответствующем освещении.

Характером света мы называем собственные чувственные переживания разных способов освещения объекта. Он зависит от угла падения луча на поверхность и от степени его рассеивания. Направленный острый боковой свет усиливает впечатление решительности, силы, готовности к действию. Рассеянный свет смягчает и умиротворяет, он полон недосказанности и таинства. Этот свет дает больше инициатив зрителю для выявления формы и акцентов. Его воображение меньше подчинено подсознательному диктату строгой геометричности форм, образованных жестким светом. Свет направляет чувственное мышление и потому важны оттенки и умело подобранные степени жесткости или, наоборот, мягкости света.

 Профессиональная подборка фотографий позволит художнику не только прочувствовать форму, но и выявить наиболее выгодные и характерные ракурсы, подобрать именно то освещение, которое позволит максимально точно передать индивидуальность модели. Оптимальное решение – это конечно же авторская фотосессия художника, направленная на создание именно этого портрета.

 

рассвет

Алексей Чернигин  "На рассвете"  х.м.  40х50  2007г. 

 

Как заказать портрет в Нижнем Новгороде

Алексей Чернигин – современный российский художник, студия которого расположена в Нижнем Новгороде. Портреты, выполненные художником в разные годы, а также портреты кисти его отца, известного российского художника Александра  Алексеевича Чернигина, Вы можете увидеть в соответствующих разделах галереи, представленной на сайте. Кроме того к жанру портрета можно в той или иной степени отнести и работы, представленные в других разделах, например в разделе «Композиция» или даже «Ню». Для художника портрет никогда не ограничивался узкими рамками жанра, его портрет – это всегда какая-то история, рассказанная средствами живописи. История эта может быть легкой, как мимолетное впечатление, или может перерасти в глубокое философское размышление, но это всегда история Личности.

Если Вы хотите заказать портрет у Алексея Чернигина, заполните форму обратной связи. Приложенные к письму фотографии помогут художнику определиться с необходимостью дополнительной фотосессии. Кроме контактных данных необходимо указать размер и технику исполнения будущего портрета, возможно имеющиеся у Вас предпочтения по сюжету и стилю, а также желаемое количество человек в композиции, если  предполагается групповой или семейный портрет. Полезным дополнением станут фотографии работ тех мастеров живописи, творчество которых Вам особенно близко, либо упоминание тех портретов кисти Алексея Чернигина, которые и привлекли Ваше внимание.

На основе этих данных мы сможем обсудить конкретные сроки исполнения портрета и ориентировочную цену. Далее художник встречается с Вами для обсуждения деталей создания будущего произведения и, главное, для личного общения.

Естественно, написать заказной портрет в Нижнем Новгороде будет проще. Но это не значит, что нет других вариантов. При необходимости возможно проведение фотосессии по месту проживания заказчика, либо исполнение всей работы в Вашем городе, то есть варианты можно обсуждать.

Заказать портрет с фотографии у Алексея Чернигина Вы можете из любой точки страны и мира, оставив сообщение на персональном сайте художника:  www.alex-chernigin.ru  или по электронной почте:  alex-chernigin@yandex.ru

 

прага

Алексей  Чернигин  "Пражское кафе"  х.м.  60х80  2005г. 

 

В материале использованы фрагменты статьи  Александра Фельдмана

2010 © Александр Фельдман, www.photo-element.ru