ХРАНЕНИЕ КАРТИН. ТЕМПЕРАТУРНО- ВЛАЖНОСТНЫЙ РЕЖИМ.

Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются влажность воздуха и температура. Влажность воздуха характеризуется различными величинами. При экспонировании живописи важны две из них: абсолютная и относительная.

Абсолютная влажность воздуха — это вес водяного пара в граммах на 1 кубический метр воздуха. Однако, в зависимости от температуры, при одной и той же абсолютной влажности воздух может быть сух или влажен. Разрушающая сила влажности измеряется не по абсолютному количеству воды, содержащейся в определенном объеме воздуха, а по относительной влажности воздуха.

Относительная влажность воздуха— это процентное отношение фактической насыщенности воздуха водяным паром к максимально возможному насыщению при данной температуре. Количество влаги в виде водяного пара, которое способен удерживать воздух, прямо пропорционально температуре среды. Воздух считается насыщенным, когда при неизменной температуре он не может больше впитывать водяной пар. Относительная влажность насыщенного до предела воздуха равняется 100%. Температура, при которой достигается 100%-ная относительная влажность воздуха, называется температурой насыщения или точкой росы. При понижении температуры уменьшается способность воздуха удерживать в себе водяные пары, изменяется его влагоемкость, и излишки пара конденсируются. Таким образом, температура и относительная влажность воздуха тесно связаны: колебание температуры влечет за собой изменения относительной влажности. Поэтому температура воздуха в экспозиции должна поддерживаться на уровне, обеспечивающем его оптимальную относительную влажность.

Нарушения температурно-влажностного режима в жилых помещениях обычно бывают двух видов: во время отопительного сезона наблюдается повышенная температура и недостаточная влажность, а летом и осенью до начала отопительного сезона— избыток влажности при температуре, близкой к уличной. Единого режима во всех помещениях обычно не бывает. Температура и, особенно, относительная влажность различны не только на разных этажах, но и в разных помещениях одного этажа. Кроме того, температура и относительная влажность изменяются в течение суток.

Температурно-влажностный режим зависит от климатических условий местности, где находится ваш дом, конструкции здания и свойств строительных материалов, устройства и работы отопительной и вентиляционной систем, методики проветривания помещений.

Температура наружного воздуха влияет на температуру внутри здания, стены и крыша которого нагреваются и охлаждаются в зависимости от состояния внешних атмосферных условий. Солнечная радиация воспринимается зданием в большей или меньшей степени в зависимости от его ориентации, окраски стен и крыши (темная поверхность, как правило, поглотит большую часть падающего на нее тепла, белая же отразит до 90% его). Стеклянные перекрытия в жаркое время года способствуют повышению температуры в залах. Постоянный обмен воздуха внутри здания с наружным воздухом происходит через стены, двери, окна, а также в процессе вентиляции и проветривания. Летом стены, нагреваясь извне, отдают часть своей влаги во внутренние помещения. Зимою, охлаждаясь, стены впитывают в себя комнатную влагу. Процесс  этот в хорошем здании с толстыми стенами протекает равномерно и медленно.

Температура и относительная влажность воздуха имеют огромное значения для сохранности живописи. Материалы, из которых состоят картины,— основа, грунт, красочный и лаковый слой—различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего они по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой масляной живописи представляет собой слабоводопроницаемый барьер, на колебание относительной влажности прежде всего реагирует оборотная сторона картины, то есть основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопическими материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.

При повышении относительной влажности (более 70—75%) холст выходит из состояния нормальной натянутости. Длительное пребывание в такой атмосфере может привести к истлеванию холста, набуханию клея, содержащегося в грунте, к образованию плесени, загниванию клея. Часто плесень, образовавшаяся в грунте, проникает сквозь трещины в красочный слой и становится заметной на лицевой стороне картины. Клей теряет свою силу, связь между грунтом и основой нарушается и появляются отслоения красочного слоя. Под влиянием влаги происходит процесс изменения оптических свойств лака: в нем образуется сеть мельчайших трещин, он мутнеет, синеет, потом белеет, теряет прозрачность; картина как бы покрывается мутной белой пленкой. Избыточная влажность вызывает искривление и деформацию деревянных основ живописи, набухание досок, , размягчение грунта, отставание грунта и живописи от основы.

Высокая температура (25—30°С) и сухость воздуха (относительная влажность ниже 50%) приводят к пересыханию волокон холста, отчего холст становится менее эластичным и менее прочным. Грунт делается хрупким и ломким. Изломы его передаются красочному слою. Дерево при тех же условиях, отдавая влагу, деформируется, происходит его коробление, растрескивание, вздутие и шелушение грунта и красочного слоя.

Одним из важнейших условий хорошей сохранности произведений живописи является стабильность среды. Особенно опасны для картин колебания температуры и относительной влажности воздуха. Если температура и относительная влажность в помещении постоянны, то в экспонатах устанавливается некоторое влажностное равновесие. Если же это равновесие нарушается, произведение начинает поглощать или отдавать влагу. Начинается движение основы, приводящее к разрушению живописи.

Наиболее чувствительна к колебанию состояния окружающей среды живопись на дереве и холсте. В отличие от волокон древесины, прочно сросшихся между собой, волокна в нитях холста свободны. Они соединены (скручены вместе) при производстве нитей. Нити в тканях сгруппированы в две системы (основу и уток), расположенные во взаимно-перпендикулярных направлениях. При набухании и усушке они приобретают большую подвижность как в поперечном, так и в продольном направлениях. В зависимости от этих колебаний холст то сильно натягивается на подрамник, то обвисает,  что, в свою очередь, растягивает или сжимает грунт и красочный слой масляной живописи. Из-за попеременного набухания и усушки нити холста пребывают почти в постоянном движении, вследствие чего происходит их взаимное истирание и - как результат - обветшание всей ткани. Целлюлоза, содержащаяся в холсте, поглощая с влагой кислород, окисляется, ткань темнеет, теряет эластичность, становится хрупкой и, разрушаясь, теряет способность удерживать красочный слой. Под влиянием движения основы в грунте образуются трещины, переходящие в красочный слой. Красочный слой, который со временем теряет эластичность и становится более хрупким, также плохо переносит сжатия и растяжения холста.

 

Очень быстро и неблагоприятно для сохранности картины на изменения температуры и особенно относительной влажности реагируют основы из дерева. Резкие колебания атмосферы вызывают быстро чередующиеся сжатия и расширения основы, сопровождающиеся деформацией дерева, короблением и разрывами. Движение основы и в этом случае неизбежно вызывает соответствующее напряжение в грунте и красочном слое.

Наиболее благоприятным для хранения масляной и темперной живописи специалистами признан уровень относительной влажности 50—60% при температуре 17—19°С. Определяющим фактором при этом становится стабильность  среды. Сезонные изменения температурно- влажностного режима должны быть максимально растянуты во времени. Суточные же колебания относительной влажности желательно свести до минимума. Регулирование температуры в помещениях с батареями водяного отопления проводится с помощью специальных вентилей при двутрубном устройстве отопительной системы в сочетании с естественным проветриванием или вентиляцией. В помещениях, не имеющих принудительной вентиляции, единственным средством регулирования воздухообмена является проветривание. С его помощью изменяются влажность и температура воздуха, скорость его потока, удаляются скопившиеся в помещении газы. При проветривании не следует допускать резких скачков температуры и влажности внутри помещения, не следует направлять поток воздуха на места расположения картин. Желательно не размещать произведения живописи в непосредственной близости от отопительных приборов и кондиционеров.

 

По материалам книги «Основы музейной консервации произведений станковой живописи»     Ю.И. Гренберг, М., 1976